К каким изменениям толкает украинских потребителей жизнь в условиях войны с неопределенной продолжительностью? Gradus Research завершили обширное исследование потребительских трендов в Украине и выделили несколько важных тенденций.
Бренды под пристальным взглядом
Отношение украинских потребителей к брендам остается достаточно придирчивым. Две трети респондентов (62%) обращают особое внимание на бренд во время совершения покупок, тогда как в декабре 2022 года таких было чуть более половины (54%). При этом придирчивость потребителей в крупных городах несколько выше, что может объясняться более широким выбором товаров или услуг там.
Место под солнцем для украинских брендов
Желание поддержать украинских производителей — важный фактор выбора. Данные опроса показывают, что украинские потребители достаточно осторожны в изменении привычных брендов. Более половины респондентов (54%) предпочитают знакомые бренды. Однако на рынке существует выраженный запрос на пробы новых брендов — 37% опрошенных готовы экспериментировать. И ключевой фактор, побуждающий дать шанс новым брендам — желание поддержать украинское (57%). На втором месте фактор экономии средств (45%). При этом женщины тяготеют к первому, более эмоциональному, драйверу, тогда как мужчины — ко второму, более рациональному.
Это все конвертируется в растущую приверженность украинским брендам перед иностранными. Если в декабре 2022 года тренд только набирал обороты, и о покупке товаров/услуг украинских производителей заявляли 69% опрошенных, то сейчас доля таких выросла до 74%.
Меньше развлечений, большая рационализация спроса
Украинские потребители экономят. Две трети респондентов (65%) предпочитают более дешевые бренды.
Треть респондентов (32%) отказались от покупки любимых брендов.
Еда и лекарства остаются в топе потребления, и это именно те категории, на которых меньше экономят. Также меньше всего страдают от уменьшения бюджетов расходы на образование и транспорт/топливо.
В то же время респонденты склонны сокращать затраты на товары не первой необходимости. Более подробно о категориях, где срезаются расходы, можно узнать из полного отчета исследования.
Большинство опрошенных продолжают заранее планировать свои покупки (73%), а не принимать спонтанные решения.
«Видим еще большую рационализацию потребления и рост приверженности украинскому производителю. Это закономерные явления, ведь им предшествовало осознание гражданами длинного марафона войны, соответственно, растет экономность. Но на первом месте не фактор цены, а желание поддержать украинское», — рассказывает социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research Евгения Близнюк. Год назад мы исследовали отношение к иностранным производителям в разных европейских странах, и для всех них была характерна высокая приверженность локальным брендам. Теперь видим эту тенденцию и в Украине”, — говорит эксперт.
Опрос был проведен исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов размером более 50 000 жителей в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региона, за исключением временно оккупированных территорий и ведения активных боевых действий. Период проведения поля: 11-13 марта 2024 года. Размер выборки: 1045 респондентов.